В связи с официальным обращением [руководителя финансового блока] и в связи с определенными «телодвижениями» вокруг идеи создания единой IT-платформы, идеи реорганизации дочерних банков и даже в связи с вопросом сотрудничества с [ближневосточной страной], хотел бы комплексно изложить свой взгляд на все эти вещи. Учитывая [адресата] отпускное настроение, решил не применять формат служебной записки, а воспользоваться простым языком.
На мой взгляд, идея проектного соинвестирования, проповедуемая [упомянутым руководителем], является лишь частью идеи глобальной (структурной) реорганизации экономической системы вообще и финансовой системы в частности.
Что мы имеем сегодня? Если рассматривать экономическую деятельность в логике «проектного мышления», то ее можно разложить на два этапа:
- формирование и запуск проекта;
- обеспечение жизненного цикла воспроизводства проекта.
Для того чтобы скомпоновать («упаковать») и запустить проект, инициатору нужен инструмент. Инициатор идет в специфический «магазин» под названием «БАНК» и «покупает» там инвестиционный инструмент в виде денег, на которые он может купить все необходимые компоненты для своего проекта. Это «длинные» деньги. Для воспроизводства проекта до его естественной или насильственной смерти нужен другой инструмент в виде кредитования под оборотные средства. Это «короткие» деньги.
Поставка «длинных» денег в магазин-Банк может прекратиться по разным причинам. Тогда инструмент приобрести негде. Либо ценник на этот инструмент может быть установлен неподъемный — такой инструмент не нужен. В любом случае – «тромб», «недостаточность», кризис и все такое. То же самое и с «короткими» деньгами: недостаток оборотных средств зачастую служит причиной серьезных проблем.
Являются ли длинные деньги единственным инструментом «упаковывания» проектов? Думаю, что нет. Его можно заменить на другой инструмент – непосредственную договоренность между владельцами тех компонентов или условий, из которых будет формироваться проект (земля, здания, оборудование и т.д.), о том, как эти владельцы будут входить в проект, как пользоваться его плодами и как будут выходить из него. На первый взгляд трудно представить систему, в которой вместо универсального инструмента – капитала, экономические субъекты пользуются сложной системой взаимной договоренности о соинвестировании, а говоря более простым языком – системой планирования. Тут же перед нами встает во весь рост призрак Госплана, спускающего сверху план производства вплоть до каждого гвоздя.
Но:
Во-первых, логика развития капитала неизбежно ведет через кризисы к глобальному экономическому краху, и человечество рано или поздно вынуждено будет заменить рыночный механизм перераспределения капиталов на что-то другое, что позволит управлять экономикой непосредственно.
Во-вторых, речь не идет о директивном планировании производства продукции на основе административного принуждения. Речь идет о механизме согласования интересов свободных хозяйствующих субъектов на основе планомерного управления ресурсами (в том числе и с помощью механизма проектного соинвестирования), необходимого для формирования соответствующей структуры общественного производства.
В-третьих, современные IT-технологии позволяют сделать процесс соинвестирования «в натуральной форме» возможным в масштабе отдельных территорий, отраслей и народного хозяйства в целом.
Здесь отдельно о концепции IT-платформы. Пока существующие IT-решения обеспечивают преимущественно линейное или, в лучшем случае, двухмерное отражение действительности. Нынешний интернет – это интернет страниц. То, над чем сейчас работают [в одной из госкорпораций] – это интернет объектов. Это многомерный интернет. На основе такой платформы можно создавать цифровое объектное отображение реального мира. Каждому объекту реального мира придается цифровой паспорт, и он начинает виртуальную жизнь в сети, полностью отображающую реальную жизнь своего прототипа. Цифровая жизнь этого объекта, от зарождения и до смерти, будет доступна для соответствующего пользователя интернетом в онлайне, включая сведения о том, где и кем он был произведен, у кого он был до сего дня и т.д. Такое решение позволяет не только объективно отражать действительность (что необходимо для соответствующего учета), не только прогнозировать развитие, но и формировать будущее. То есть планировать его в виртуальном виде и реализовывать его в физическом, натуральном виде. Нынешние мощности дата-центров (центров обработки данных) позволяют обеспечить этот функционал.
Похоже, что [одна азиатская страна] двигается в этом направлении. Нам бы не оказаться в очередной раз на обочине. Эту тему и хотелось поднять на Восточном экономическом форуме в виде идеи создания такой платформы для координации [крупных корпораций] в деле развития [макрорегиона], о чем я говорил ранее.
Без такой платформы невозможно массовое внедрение технологии проектного соинвестирования. Поэтому для меня взаимодействие с [идеологом проектного соинвестирования] и [разработчиком новой платформы] так важно.
При этом для масштабного развертывания процессов проектного соинвестирования нужен институт, который бы обеспечивал решение нескольких задач:
- Оказание методологической помощи в «упаковке» проектов
- Обеспечение расчетно-кассового обслуживания клиентов-соинвесторов
- Обеспечение возможности доукомплектации проектов денежными средствами (10-20-30% от общей стоимости проекта)
Такие функции мог бы обеспечивать банк, выполняющий задачу развития своих клиентов, но не задачу максимизации своей прибыли. По крайней мере, не за счет процентных доходов. Такой Банк проектного финансирования может быть создан только под «крышей» [государственной корпорации развития].
«Упаковкой» проектов и их сопровождением должен заниматься специализированный институт – центры управления проектами соответствующей территории. Такие центры должны создаваться в паре с соответствующими отделениями банка проектного финансирования.
Что касается [представителей ближневосточного государства] с их деньгами. Принцип работы потенциального Банка проектного финансирования очень близок принципам исламского банкинга (правда, есть и серьезное отличие). Судя по мнению экспертов, знающих психологию [этих партнеров], они охотно сотрудничали бы с таким банком. Более того, Банк проектного финансирования и мог бы стать оператором создания сети [специальных зон], а деньги взять у [них].
Как бы хотелось видеть дальнейшее развитие событий:
- Вступить в диалог с [разработчиками платформы] (на экспертном уровне) по поводу создания Платформы. Поднять этот вопрос на самый высокий государственный уровень.
- Создать Муниципальный (или региональный) Банк проектного финансирования. Я бы с огромным энтузиазмом принял участие в работе этого банка в части взаимодействия с центрами управления проектами.
- Принять участие в подготовке [высокого уровня] встречи с [главой ближневосточного государства] в части подготовки проекта по [спецзонам] (с целью подписания соответствующего соглашения на государственном уровне). Для этого возможно следует вступить в [соответствующий двусторонний деловой совет].
Один из директоров департамента финансово-экономического блока
Июль 2015 г.