
Вышел внеочередной 35(5) номер журнала
Дорогие читатели, перед вами внеочередной тридцать пятый с начала выпуска и пятый в 2025 году номер журнала «Цифровая экономика». Целесообразность внеочередного выпуска в этом году связана с тем, что в предыдущий выпуск не вошли несколько интересных статей, требовавших формальной и стилистической доработки, а некоторые статьи, практически готовые к выпуску, появились буквально в последний момент. В дальнейшем у нас возможны большие перемены. По этой причине мы хотели завершить год с пустым портфелем, не оставляя уже готовых к выпуску статей, написанных молодыми, в том числе зарубежными авторами, на следующий год. Именно эти статьи составляют блок «Научные статьи». Кроме того, в данном выпуске есть блоки «Обзоры» и «Мнения», на то есть причины.
Как и в прошлый раз, поговорим о прошлом и будущем журнала. В целом он выполнил свою миссию, нужны новые цели, новые масштабы и, вероятно, новые методы работы. В далеком по сегодняшним меркам 2017 году мы взяли на себя миссию — поддерживать высокий научный уровень дискуссии о цифровой экономике, методах ее изучения и развития в момент, когда в этом была необходимость. Она возникла по причинам, от нас не зависящим, но не могла нас не задеть, по не менее важным причинам. Тогда происходил переход России не столько к цифровой экономике (от какой?), сколько к признанию нового для себя термина, причем не без проблем с пониманием его смысла.
Стоит напомнить, что Дон Тапскотт, опираясь на прогноз снижения затрат на хранение и передачу информации в цифровом формате, еще в 1994 году[1] смог предсказать снижение транзакционных издержек на поиск информации и заключение сделок, а потом – опираясь на теорию фирмы[2] – переход бизнеса из фирм в медиа – и написать об этом книгу. Её название – Digital Economy – стало мемом, а содержание позже было оценено как смена парадигмы. Об этом он не без гордости написал в предисловии к юбилейному (дополненному) изданию своей книги[3]. Вышедший в 1999 году перевод[4] его книги вообще не содержал слов
Изменения в технике – это, прежде всего, все более широкое использование нейронных сетей. Мы не останавливаемся на подробностях. Об этом сегодня пишут очень много в других изданиях. Но хотим обратить внимание еще раз на тот факт, что с развитием нейронных сетей тесно связано появление терминов «тропическая геометрия» и (более широко) «тропическая математика». Старое название этого направления в математике – идемпотентная математика, а развивалась она преимущественно в СССР и потом в России. Она продолжает развиваться и находит все новые применения. Им посвящен обзор, публикуемый в данном выпуске.
С изменениями в геополитике связан второй обзор. Сегодня термин «цифровая экономика» (digital economy) приобрел новый смыл, что хорошо видно из обзора, подготовленного молодыми китайскими коллегами Гэн Хао и Му Итао. Радикальные изменения произошли с началом СВО и санкциями против РФ, введенными США, их союзниками в Европе, а также в других частях света. Эти санкции коснулись не только экономики, но и науки, культуры, возможности личных контактов.
Также с геополитикой связаны оба текста, вошедшие в раздел «Мнения». В будущем мы, скорее всего вынесем эту тематику в отдельный журнал. Но это в будущем.
Всем потенциальным читателям желаю, как всегда, увлекательного и не всегда легкого чтения.
Главный редактор журналад.э.н. А. Н. Козырев
[1] https://dontapscott.com/books/the-digital-economy/
[2] Coase, R., The Nature of the Firm, Econometrica Vol. 4, № 16, (Nov. 1937): 386-405.
[3] Tapscott, D, The Digital Economy Anniversary Edition: Rethinking Promise and Peril In the Age of Networked Intelligence, McGraw-Hill, 2014. 448 p.
[4] Тапскотт, Д., Электронно-цифровое общество: Плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта / Пер. с анг. Игоря Дубинского; под ред. Сергея Писарева // Киев: 1NT Пресс; Москва: Релф бук, 1999. – 432 с.
