10 февраля в Консорциуме «Онтосеть» начала свою работу Экспертная группа по транзакционной экономике. В рамках этого направления работы Консорциума предстоит найти теоретические основания и практические подходы к созданию системы цифровой обработки трансакций и формированию пространства прямого экономического взаимодействия нового типа.
С вводным докладом на тему «Новый взгляд на природу экономических взаимодействий» выступил Николая Александрович Остарков, кандидат философских наук, государственный служащий с большим опытом работы в области институциональной экономики.
Новацией исследовательской работы Н. А. Остаркова стало введение понятия трансакции как самостоятельной экономической категории, отличной от традиционного взгляда на неё исключительно как на источник издержек. Такой подход автор обосновывает тем, что традиционная мера стоимости, основанная на оценке общественно необходимых трудозатрат, сегодня уже не в состоянии отразить всю сложность современных экономических процессов. Необходимо выделить отдельную самостоятельную ценность трансакции, поскольку при современном многократно усложнившемся товарном обмене уже нельзя сводить это понятие к подсчету трансакционных издержек в производственных цепочках. Такой научный подход, предлагающий различать логику производственной деятельности и логику трансакционного взаимодействия, формирует новое самостоятельное направление в институциональной экономической теории.
Краткое содержание дискуссии:
В докладе "Уточнение содержания понятия трансакции для формирования языка современной экономической теории" Николай Александрович поднимает вопрос о необходимости переосмысления понятия "трансакция" в современной экономической науке.
Существующий институциональный подход рассматривает трансакцию как элементарную единицу экономического взаимодействия, служащую основой для анализа трансакционных издержек. Критический анализ такого подхода упускает из виду содержательный аспект транзакционного взаимодействия, сводя его к количественной форме издержек.
Н. А. Остарков рассматривает трансакцию в её содержательной форме, не абстрагируясь от её качественной определённости. Он подчёркивает, что трансакция – это не просто сумма издержек, а содержательный процесс, имеющий определённый результат. Автор проводит разграничение между стоимостными формами предметного типа (товарами) и трансакционного типа, понимаемыми как результаты взаимодействия особого рода, отличающиеся от классической (по К. Марксу) трудовой деятельности. Отличительным признаком трансакции является обязательное присутствие нематериального результата взаимодействия: принятое решение, запуск процесса, изменение в документации и т.д.
Автор предлагает по-новому переосмыслить трансакционное измерение стоимости как «встроенное» в логику производственных цепочек, разделения труда и формирования добавленной стоимости, утверждая, что в условиях развития постиндустриальных технологий логика трансакций освобождается от влияния производственной семантики и обретает собственное гносеологическое измерение.
Трансакционная цепочка создает добавленную стоимость иного рода, чем прибыль - рента.
Н.А. Остарков подчёркивает важность разграничения трансакции и трудовой деятельности, отмечая, что трансакция направлена на "преобразование" отношений, норм и правил взаимодействия, в то время как труд направлен на преобразование вещей. Он вводит понятие "трансакционного аспекта стоимости", отличного от вещно-преобразовательной деятельности. Это позволяет рассматривать трансакционное взаимодействие как стоимость, опредмечивающуюся в современной форме нематериального актива, генерирующую своё содержание стоимости, опирающееся на достигнутые формы согласования трансакционного взаимодействия, которые далее капитализируются как нематериальные активы, а с точки зрения добавленной стоимости – как рента.
Вслед за докладчиком участники дискуссии отметили двойственный характер трансакции: содержательно-определённое взаимодействие, направленное на достижение конкретного результата, и формальный аспект взаимодействия, когда содержание редуцировано до предела. Это отражается в возможности воспроизводства, рутинизации и алгоритмизации трансакций, вплоть до построения платформ трансакций.
Для построения целостной экономической науки предлагается объединить два подхода к стоимости: предметную стоимость в рамках традиционного промышленного производства и стоимость, определяемую в терминах трансакционных издержек в рамках институциональной парадигмы. Это подразумевает рассмотрение двух ракурсов стоимости: развитие в логике разделения труда и развитие в логике институционализации трансакционного характера современной экономики.
В заключении автор подчёркивает, что переосмысление понятия трансакции, упреждающее представление о ней как об издержках, означает фиксацию внимания на её содержательной форме и выделение трансакционного взаимодействия в процессе трудовой деятельности. Классическое понятие меры стоимости, сформировавшееся в условиях оценки общественно необходимых затрат на совершение трудовой деятельности, должно быть дополнено процессами, лишёнными явной предметной направленности, такими как принятие управленческих решений, достижение договоренностей, внесение изменений в проектную документацию и т.д. Это приводит к смене методологической установки в области институциональных исследований: для раскрытия стоимостного измерения трансакции её не обязательно сводить к элементам трудового процесса, у неё есть своё специфическое пространство воспроизводства: "нематериальное" по своей сути.
В перспективе автор видит возможность развития самостоятельного научного дискурса, опирающегося на принцип различения двух типов экономической деятельности: предметно-ориентированной и трансакционной, логики разделения труда и логики развития трансакционного взаимодействия.
В целом, предлагаемый подход подразумевает новый взгляд на понятие трансакции, выделяя её как самостоятельную ценность, отличную от производственной деятельности и трансакционных издержек. Это открывает перспективы для развития новой экономической теории, учитывающей логику трансакционного взаимодействия и её влияние на формирование добавленной стоимости и экономической модели в целом. Сочетание трансакционных и производственных цепочек служит основой для построения экономических моделей, кристаллизуясь в рамках определённой и устойчивой страновой или отраслевой структуры.
Сочетание трансакционных и производственных цепочек служит основой для построения экономических моделей, кристаллизуясь в рамках определённой и устойчивой страновой или отраслевой структуры.Прошедшее мероприятие может стать отправной точкой для дальнейших исследований и дискуссий в области трансакционной экономики и институциональной теории.